ОСТАНОВИСЬ, ПРОГРЕСС! ТЫ ПРЕКРАСЕН...

(очень неоконченный фрагмент)


Страшные три буквы "ТСО" на третьем, кажется, курсе означали самый смешной зачет. Чтобы получить закорючку в зачетку, надо было: а) включить магнитофон, б) соединить телевизор с видеомагнитофоном, в) включить в сеть графопроектор.
Самый бесполезный предмет из всего нашего курса высшей школы... Сравнимо с обучением пользованию палкой-копалкой. Все эти технические средства обучения тогда уже пересекали границу архаичности.
Да и на факультете за пять лет я помню считанные случаи использования ТСО преподавателями. Могу даже перечислить: Рязанов на спецкурсе по нефтянке и  Плесецкий на мировом растениеводстве  использовали графопроектор, Притула показывала свой диафильм о Южной Америке и англичане систематически включали магнитофон на аудировании. Все.
А уж в школярстве мы сталкивались с учебным фильмом только единожды на физике: молодой физичке было не лениво возиться с бобинами кинопленок в школьном киноклассе, где стояла огромная кинаповская установка. Прошло 20 лет, а я помню черно-белый фильм про трение. Нет, прав был Ильич: "Важнейшим из всех искусств для нас является кино..."
О, как я мечтал нести в школу прогресс. Все первые лет 8 преподавания в школе я без конца переписывал и покупал видеокассеты с фильмами о природе, подбирал нужные кусочки из каких-нибудь National Geographic и прочего. Начальство умилялось, я чувствовал себя подвижником, дети скучали... Стоп. Почему скучали? Кино же!...
Потом понял: ленинская установка частично устарела. Появление кучи телеканалов и спутникового ТВ привело к тому, что движущаяся картинка перестала привлекать: "Ну, львы и львы. Чего мы, львов в телеке не видали?..."
Вспомнив, что все новое есть хорошо забытое старое, я раскопал на чердаке старый фильмоскоп (диапроектор) и выпросил у институтских преподавателей пару выцветших учебных диафильмов в робкой надежде, что притушенный свет и картинка на стене окажут то же воздействие, что и на меня маленького.
Результат оставил все ожидания нервно плакать в углу позади.
Эффект был сопоставим, пожалуй, с первым кинопоказом братьями Люмьер поезда. Только наоборот: привычно движущаяся картинка не двигалась и вызывала оцепенение. Я чувствовал себя удавом Каа, так и хотелось зашипеть:"Баандеррлоги!Вы слышите меняяяя...".
Мальчик-семиклассник из гордой кавказской диаспоры подошел и зачарованно спросил: "Учител(твердое окончание: как в "сол", "фасол")! Мы эще лэнта будэм смотрет?". Я не был готов к наживанию кровных врагов, живущих по закону гор даже среди девятиэтажек, и дал утвердительный ответ.

На диафильмах и слайдах, собранных буквально по блошиным рынкам, я "держался" пару лет. К концу 90х появились презентации. О, Microsoft, великий и ужасный, хвала тебе! Диафильмы стало возможно делать самому.
Конец первого десятилетия нового века я встретил с ощущением, что ноутбук с  немаленьким жестким диском, подключенный к сети Интернет, может заменить все ранее известные ТСО. Я даже отцифровал часть старых фильмов с VHS.
Владение парой десятков программ для работы с видео и  звуком позволяют делать из урока все что угодно: от телемоста до телепрограммы. Некоторые уроки можно посмотреть здесь.
Можно ли без? Не вопрос - можно. Но кони прогресса все скачут скачут. И ученики порою умеют больше нас. И как-то надо соответствовать. Как минимум. А, если по-честному, уметь больше. На лекции в МИОО учительниЦЫ заявили: "Ну, вам, мужикам, щей не варить (поэтичен родной язык!) - вот и творите. А нам когда?".
Не знаю. Но это - наша профессиональная конкурентоспособность. Не стоит забывать. "У нас, в волшебной стране, нужно бежать быстро, чтобы оставаться на месте. А чтобы попасть куда-нибудь - нужно бежать еще быстрее."
Однако,  как-то, к какому-то  уроку, я не успел перевести в цифру нужный сюжет и притащил из лаборантской отставленные было за ненужностью видеомагнитофон с телеком. Дети смотрели сюжетик завороженно.
Секрет в том, что мы вечно увлекаемся чем-то одним, новеньким, забывая обо всем остальном. А идеально-то было бы переключаться: сегодня так, завтра - вот так.  И старые, забытые видео, фильмоскоп, графопроектор позволяют выиграть внимание, а значит, добиться успеха. Более того, принцип их действия вызывает не меньший интерес - вот вам и межпредметность.
Впрочем, урок, построенный только на ТСО, зависим от элементарного напряжения в электросети: чик - и нету его..

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

далее
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru