Литературные миграции
(варианты разноуровневых контрольных работ по географии в гуманитарных классах)

Колечкин И.С. учитель географии НП ДВОК «Пенаты»,
Середа Е.В. доцент ВА МО РФ

На уроках географии в 10 классе в разделе «Население Земли» изучается такая тема, как «Миграции» (1 ч. в общем блоке «Размещение населения. Формы размещения. Миграции»).
Несмотря на очевидную практикоориентированность данной темы и возможность подкрепления теоретических положений урока личными примерами из жизни учеников и самого учителя, есть некоторые сложности в усвоении первыми рассматриваемого материала.
Типология миграций настолько многоаспектна, что учащиеся порой путаются в многообразии классификаций и терминов, а следовательно, подобного рода тема требует особого закрепления и обязательной проверки остаточных знаний.
Вашему вниманию предлагаются варианты контрольных работ по теме «Миграции», ориентированные на знания учащихся, полученные на уроках литературы (оцениваться данные работы могут также по двум предметам).
Каждый вариант контрольных работ состоит из 4 заданий. Первое задание связано с анализом текста (отрывок из художественного произведения российского писателя, не всегда являющегося обязательной составляющей программы по русской литературе – задание ориентировано не только на проверку географических знаний учащихся, но и на расширение их литературного кругозора, на вероятность заинтересовать школьников знакомством с новым, ранее не изучаемым в школе произведением или на привлечение внимания к уже знакомому произведению).
Второе, третье и четвертое задания связаны с литературоведческими познаниями, приобретенными учащимися на уроках литературы (в 3 задании на дополнительную оценку рекомендуется подтвердить свой ответ конкретной цитатой из произведения – выполняется в классе с опорой на текст, лежащий рядом, или дома, если контрольная работа дана в качестве особого домашнего задания наиболее сильным ученикам).
Задания 1-ого варианта контрольной работы ориентированы на программу по литературе 8-9 классов (наиболее легкий вариант работы), задания варианта 2 ориентированы на программу по литературе 9-10 классов (базовый уровень), варианта 3 - на программу по литературе 10-11 классов.
Если базовое планирование в конкретной школе не предполагает занятий по географии в 11 классе, то контрольная работа может быть проведена на уроках литературы… подобное занятие можно приурочить к предметной неделе по географии или литературе в школе, ко дню самоуправления или к интеграционным развлекательно-занимательным занятиям 1 апреля – к этому времени уже пройдены все произведения, на которые опираются задания третьего варианта представленной ниже контрольной работы.
Четвертое задание всех вариантов контрольной работы представляет собой задание повышенной сложности (так называемое «задание под звездочкой»), т.к. требует обязательной опоры на текст, знание всех сюжетных линий (указаны крупные эпические формы). Предполагает развернутый содержательный ответ (мини-сочинение).
Для выполнения контрольной работы требуется знание основных видов миграции, а именно: миграций по цели, по времени и по отношению к границам (см. схему 1).
По цели миграции традиционно разделяются на трудовые, религиозные, личные (семейные) и туризм.
Разумеется, это деление условное: ученики сами могут порой сформулировать более точную цель миграции: так, под общим названием «личные цели миграции» могут скрываться цели образовательные, профилактически-оздоровительные, переезд на постоянное место жительство и пр., а среди «туристических» - ознакомительно-экскурсионные, релаксационные и т.п. При определении целей миграции однозначный ответ не всегда возможен (за исключением очевидных примеров, подтвержденных цитацией) – задания подобного рода ориентированы на развитие критического мышления у учащихся и оцениваются не по принципу «правильного» ответа, а по умению ученика аргументировать свой ответ.

Схема 1: Виды миграции
 

Рекомендуемый принцип оценивания работы: максимальная оценка – шесть пятерок или 30 баллов по 30-балльной системе (возможна дополнительная оценка по русскому языку – на усмотрение учителя). Каждое задание оценивается по системе плюсов за каждый правильный ответ.
Первое задание: максимум 24 плюса (в каждом примере дается 2 ответа – вид миграции по времени и по отношению к границе). 24-20 плюсов – «5», 19-13 – «4», 12-7 – «3».
Второе задание:  оценки по литературе и географии – оценивается максимальное число писателей, с именами которых связано понятие «невозвратной» миграции (литература). Обычно рассматривается только внешняя (за пределы границ государства) невозвратная миграция, однако, если учащиеся увидят пример внутренней миграции, их также следует учитывать (в этом видится отражение критического мышления учеников и знание ими биографий писателей).
Отдельно оценивается задание по виду миграции (география) и пункту назначения (см. «ключ для проверки» - в качестве конечного пункта невозвратной миграции указывается место смерти писателя, но можно засчитать и непосредственное место убытия из исходного пункта, например: Гоголь уехал из Полтавской губернии сначала в Санкт-Петербург и уже оттуда не вернулся на Родину, хотя и умер в Москве… при верной аргументации можно принять любой из этих ответов). Максимум – две пятерки.
Третье задание: 6-5 правильных развернутых ответа – «5», 4-2 – «4», 6-5 неразвернутых (не полностью указаны типы миграции) – «4», 4-2 неразвернутых ответа – «3». Отдельная оценка по литературе за дополнительное задание (по этому же принципу… в случае выполнения на неудовлетворительную оценку балл может не выставляться – по желанию ученика и на усмотрение учителя). Максимум – две пятерки.
Четвертое задание – мини-сочинение. Оценивается по принципам сочинения (орфографическая и пунктуационная грамотность, наличие грамматических, стилистических, речевых и фактических ошибок, полнота ответа на вопрос, логичность построения ответа, аргументация). От сочинения по литературе отличается предметом исследования – требуется не раскрывать характеры или анализировать проблематику произведения, а аргументировано определять типы миграции главных героев с опорой на сюжетные ходы. Задание на дополнительную оценку. Может быть особо поставлена оценка по русскому языку.

По форме проведения данная контрольная работа может быть реализована как индивидуально, так и в группах (в первую очередь это касается выполнения трех основных заданий) – последнее приоритетно, т.к. предполагает взаимопроверку результатов оппонентами и дает учителю возможность проследить за ходом аргументации при обсуждении и анализе ответов. Такого рода интеграционные работы не только являются результатом благотворного сотрудничества между коллегами, но и становятся логичным продолжением сотворчества учителя и учеников – выполнение подобного рода заданий возможно только в особой атмосфере свободного и ответственного созидания, складывающегося в течение всего учебного года, а не только на редких открытых занятиях.
Контрольные работы, построенные по предложенному принципу, позволяют не только проверить знания по нескольким предметам, но и способствуют формированию общей культуры мышления наших учеников – указывают на недифференцированность научного знания и эстетическую значимость любого, даже естественно-научного теоретического положения.

Вариант 1.

Задание 1. Определите вид миграции (по времени и по отношению к границе), на который указывают примеры из произведений русских классиков:

  1. Шкот сам умел стряпать брошюры, — это их англичанская страсть, — и он поехал в Петербург, чтобы напечатать, что крестьяне слепнут и наживают удушье от курных изб; но напечатать свою брошюру о том, что крестьяне слепнут, ему не удалось, а противная партия, случайно или нет, была поддержана в листке, который выходил в Петербурге «под гербом» и за подписью редактора Бурнашова [Н.С. Лесков. Загон.)
  2. Жид поехал домой уже не в таком расположении духа, как выехал оттуда, и только боялся, чтобы Влас не вздумал провожать его: хоть мысли сего честного иудея насчет его посольства и переменились, но все он думал, что для него было гораздо надежнее подале быть от этого удальца, у которого, по мнению Ицки, самому лукавому еврею ничего нельзя было выторговать, а только можно было [О.М. Сомов. Сказки о кладах].
  3. Сестра его объявляла нам, что она отправляется с больной теткой за границу и скоро надеется обнять своих братьев. [В.А. Соллогуб. Неоконченные повести].
  4. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. [И.С. Тургенев. Ася].
  5. Это было в то время, когда — помните? — он (рассказчик указал на юриста) уезжал первый раз на службу, а я первый раз отправлялся за границу. [Д.В. Григорович. Не по хорошу мил, — по милу хорош].
  6. Живописец просится за границу в ожидании, что как он только влезет на Monte Pmcio, так и будет Рафаэлем. [В.А. Соллогуб. Тарантас].
  7. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. [И.С. Тургенев. Отцы и дети]
  8. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу. [А.С. Пушкин. Дубровский]
  9. На следующий день он удивил всех своих приятелей и знакомых: он объявил им, что уезжает за границу. [И.С. Тургенев. Вешние воды]
  10. Я не успел познакомиться с Алексеем Семеновичем Днепровским, который вместе с женою отправился прямо из своей подмосковной за границу. [М.Н. Загоскин. Искуситель]
  11. Летом Чемезовы перебирались теперь обыкновенно на дачу на Черную речку или на Карповку. [Д.В. Григорович. Недолгое счастье]
  12. О правосудии же не сказал ни слова и уехал, а Флор выехал с ним, чтобы проводить его до Кесарии, в знак своего расположения к вельможе, сохранившему с ним согласие. [В.Г. Короленко. Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды]

 

Задание 2. Укажите, с именами каких русских писателей (см. перечисленные ниже) связано понятие «невозвратной миграции». Дополнительное задание: укажите тип этой миграции (внутренняя / внешняя; по цели) и пункт назначения.

1.  М.В.Ломоносов
2. Д.И.Фонвизин
3.А.Н.Радищев
4. И.А.Крылов
5.  Н.М.Карамзин
6.  А.С.Грибоедов
7.  В.А.Жуковский
8.  А.С.Пушкин
9. П.А. Вяземский
10. М.Ю.Лермонтов
11. Н.В.Гоголь
12. А.А. Дельвиг
13. А.И. Герцен

 

Задание 3. Определите типы миграции следующих героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

  1. Автор-повествователь;
  2. Печорин;
  3. Грушницкий;
  4. Бэла;
  5. Княжна Мэри;
  6. Таманские контрабандисты.

Дополнительное задание: подтвердите свои слова цитатами из произведения и историческими фактами.

 

Задание 4*. Определите типы миграции в повествовательной структуре  (сюжете) «Слова о полку Игореве». Можно ли говорить о том, что в тексте есть указание на «принудительную» миграцию?

Вариант 2.

Задание 1. Определите вид миграции (по времени и по отношению к границе), на который указывают примеры из произведений русских классиков:

1. Приятели и знакомые недоумевали; но людям вообще не свойственно долго заниматься чужими делами, и когда Санин отправился за границу — его на станцию железной дороги приехал провожать один француз портной, и то в надежде получить недоплаченный счетец — «pour un sauteen-barque en velours noir, tout a fait chic». [И.С. Тургенев. Вешние воды]

  1. По окончании обеда, как только позволяло приличие, Петр Григорьич, почтительно откланявшись князю и его гостям, поехал в свою гостиницу, чтобы немедля же написать Егору Егорычу отчаянное письмо, в котором объявить ему, что все их дело погибло и что весь Петербург за сенатора и за губернатора. [А.Ф. Писемский. Масоны]
  2. Бежать с этой женщиной за границу, быть может, отказаться навсегда от моего отечества — и все это сегодня!.. [М.Н. Загоскин. Искуситель]
  3. Невежда, проленившийся целый век дома и пристыженный наконец своим незнанием, берет место в дилижансе и думает, что потерянное время, вечная праздность, умственные потемки больше ничего не значат: он едет за границу. [В.А. Соллогуб. Тарантас]
  4. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города [И.С. Тургенев. Отцы и дети]
  5. Неожиданно получаю от Нины письмо; она извещала меня, что, после истории с мужем, едет к себе в деревню с тем, чтобы продать ее, и на вырученные деньги думает на несколько лет, по крайней мере, переселиться за границу. [Д.В. Григорович. Не по хорошу мил, — по милу хорош].
  6. Я сам себе не верю: я — пенсионер академии, художник, едущий на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. [Вс.М. Гаршин. Денщик и офицер].
  7. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. [И.С. Тургенев. Отцы и дети]
  8. Перед вечером он взял извозчика, чтобы не идти по песку, и поехал в монастырь, бессознательно конфузясь всего мира и улыбаясь ему же. [М.П. Арцыбашев. Санин].
  9. Теперь переезд этот ничего не значит для путешественника, да и он совершается совсем не в том месте, где мы перебирались из страны «неба, елей и песку» в страну украинских черешен. (Н.Лесков. Детские годы).
  10. Летом Шарлота Федоровна переехала на дачу на острова, а уважаемый всеми господин, вследствие расстроенного здоровья, по настоянию докторов, должен был уехать за границу. [И.И. Панаев. Очерки из Петербургской жизни ]
  11. На следующее утро путешественники отправились, выбрав путь вдоль западной окраины котловины, чтобы познакомиться с ней ближе. [Владимир Обручев. Земля Санникова]

Задание 2. Укажите, с именами каких русских писателей (см. перечисленные ниже) связано понятие «невозвратной миграции». Дополнительное задание: укажите тип этой миграции (внутренняя / внешняя; по цели) и пункт назначения.

  1. А.С.Пушкин
  2. А.И.Герцен
  3. М.Ю.Лермонтов
  4. Н.В.Гоголь
  5. А.Н.Островский
  6. И.С.Тургенев
  7. Н.А.Некрасов
  8. Л.Н.Толстой
  9. Ф.М.Достоевский
  10.  И.А.Гончаров
  11. Н.С. Лесков
  12. М.Е.Салтыков-Щедрин
  13.  А.П. Чехов

 

Задание 3. Определите типы миграции следующих героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»:

  1. Наташа Ростова;
  2. Пьер Безухов;
  3. Андрей Болконский;
  4. Кутузов;
  5. Наполеон;
  6. Николай Ростов;

Дополнительное задание: подтвердите свои слова цитатами из произведения и историческими фактами.

Задание 4*. Определите типы миграции главных героев романа И.А.Гончарова «Обломов» (в основной, содержательной части романа и в его эпилоге). Можно ли говорить о том, что в тексте есть указание на «принудительную» миграцию?


Вариант 3.

Задание 1. Определите вид миграции (по времени и по отношению к границе), на который указывают примеры из произведений русских классиков:

  1. Как теперь помню утро, в которое мы перебирались с Петербургской стороны на Васильевский остров. [Ф.М. Достоевский. Бедные люди]
  2. Мы послезавтра отправляемся за границу: третьего дня эта мысль приводила меня в восторг, а теперь... [М.Н. Загоскин. Искуситель]
  3. Санин сказал своим друзьям, что уезжает за границу, но не сказал, куда именно: читатели легко догадаются, что он покатил прямо во Франкфурт. [И.С. Тургенев. Вешние воды]
  4. Ожидая ее возвращения так же спокойно, как если б был ее родным братом, я мысленно бранил ее мужа, который, обладая такой милой женщиной, мог завести себе любовницу; думал о пользе развода, который давал ей возможность вторично выйти замуж и быть счастливой, сожалел о ее решимости продать деревню, уехать за границу, расстаться со своими, — решимости, очевидно, вызванной чувством перенесенного оскорбления, и т. д [Д.В. Григорович. Не по хорошу мил, — по милу хорош].
  5. Когда мы с тобой расстались в пансионе, где, между прочим, мы учились оба довольно дурно, я поехал в Петербург, разумеется, с тем, чтобы служить. [В.А. Соллогуб. Тарантас].
  6. В нерешимости, с досадой и злостью на Тамарина, под влиянием самых дурных впечатлений я выехал часу в двенадцатом утра, с тем чтобы навестить Мавру Савишну. [M.В. Авдеев. Тамарин].
  7. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене, где знается больше с англичанами и с проезжими русскими. [И.С. Тургенев. Отцы и дети]
  8. Ведь Алексея Семеновича нет в городе: он уже около месяца живет в своей подмосковной и, если не ошибаюсь, на этих днях отправится прямо из деревни за границу, кажется, в Германию к минеральным водам. [М.Н. Загоскин. Искуситель]
  9. Мы отправились накануне: отец Василий с попадьей, батюшка один, причетник и я, для того чтобы отслужить всенощную соборне. [А.И. Герцен. Доктор Крупов]
  10. Вам надобно до суматохи добраться в деревню, оттуда скакать домой на отдохнувшей теперь тройке и потом стараться уйти за границу. [А.А. Бестужев-Марлинский. Cтрашное гаданье]
  11. Приказав, чтобы новорожденному до утра не давали груди кормилицы, а поили одним ревенным сыропом, он простился с своими счастливыми хозяевами, поцеловал ручонку новорожденного и поехал спать с тем, чтобы поранее навестить родильницу. [С.Т. Аксаков. Семейная хроника].
  12. Послание это привело Егора Егорыча еще в больший экстаз, так что, захватив оба письма Сусанны, он поехал к Михаилу Михайлычу Сперанскому, которому объявил с первых же слов, что привез ему для прочтения два письма одной юной девицы, с тем, чтобы спросить у него мнения, как следует руководить сию ищущую наставлений особу. [А.Ф. Писемский. Масоны].

 

Задание 2. Укажите, с именами каких русских писателей (см. перечисленные ниже) связано понятие «невозвратной миграции». Дополнительное задание: укажите тип этой миграции (внутренняя / внешняя; по цели) и пункт назначения.

  1. Л.Н.Толстой
  2. А.П.Чехов
  3. М.Горький
  4. И.А.Бунин
  5. А.И. Куприн
  6. В.В.Маяковский
  7. М.А.Булгаков
  8. А.И.Солженицын
  9. Е.И.Замятин
  10. В.В. Набоков
  11. И.А. Бродский
  12. А.П.Платонов
  13.  С.Д. Довлатов

 

     Задание 3. Определите типы миграции следующих героев романа  М.А.Шолохова «Тихий Дон»:

  1. Григорий Мелихов;
  2. Аксинья;
  3. Мишка Кошевой;
  4. Митька Коршунов;
  5. Сотник Листницкий;
  6. Илья Митрич Бунчук.

Дополнительное задание: подтвердите свои слова цитатами из произведения и историческими фактами.

 

Задание 4*. Определите типы миграции главных героев романа М.А.Булгакова «Белая гвардия». Можно ли говорить о том, что в тексте есть указание на «принудительную» миграцию?

 

Ключ для проверки к выполнению задания №2
(невозвратная миграция):


Вариант

Писатель

Тип и цель миграции

Пункт назначения

1.

 М.В.Ломоносов

Внутренняя (из Холмогор в Москву; на Родину не вернулся), получить образование, трудовая.

Москва

А.С.Грибоедов

Внешняя, трудовая (дипломатическая служба)

Персия (Иран), Тегеран.

М.Ю.Лермонтов

Внутренняя (Кавказ уже вошел в состав Российской Империи), трудовая (военная служба)

Пятигорск

Н.В.Гоголь

Внутренняя (Украина являлась частью Российской Империи), трудовая

Москва

А.И. Герцен

Внешняя, «политический беженец»

Франция, Париж.

 

2.

А.И.Герцен

 

Внешняя, «политический беженец»

Франция, Париж.

М.Ю.Лермонтов

Внутренняя (Кавказ уже вошел в состав Российской Империи), трудовая (военная служба)

Пятигорск

Н.В.Гоголь

Внутренняя (Украина являлась частью Российской Империи), трудовая

Москва

И.С.Тургенев

Внешняя, туризм или оздоровление.

Франция, Париж (останки перевезены в Петербург, но не на Родину – в Орел)

Н.А.Некрасов

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в Немиров), трудовая

Петербург

Л.Н.Толстой

Внутренняя, религиозная

Почтовая станция Астапово.

И.А.Гончаров

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в Симбирск), трудовая

Петербург

Н.С. Лесков

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в с. Горохово), трудовая

Петербург

М.Е.Салтыков-Щедрин

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в с. Спас-Угол), трудовая

Петербург

А.П. Чехов

Внешняя, оздоровительная.

Германия, Баденвейлер

3.

В.В. Набоков

Внешняя, на постоянное место жительства («политический беженец»)

Швейцария, Лозанна

Л.Н.Толстой

 

Внутренняя, религиозная.

Почтовая станция Астапово.

А.П.Чехов

Внешняя, оздоровительная.

Германия, Баденвейлер

И.А.Бунин

Внешняя, на постоянное место жительства («политический беженец»)

Франция, Париж.

А.И. Куприн

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в с. Наровчат, хотя и вернулся в Россию), трудовая.

Ленинград.

    М.А.Булгаков

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в Киев), трудовая.

Москва

А.И.Солженицын

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в Кисловодск, хотя и вернулся в Россию), трудовая.

Москва

Е.И.Замятин

Внешняя, на постоянное место жительства («политический беженец»)

Франция, Париж.

И.А.Бродский

Внешняя, на постоянное место жительства («политический беженец»)

США, Нью-Йорк.

А.П.Платонов

Можно рассматривать как внутреннюю (не вернулся в Воронеж), трудовая

Москва

С.Д. Довлатов

Внешняя, на постоянное место жительства («политический беженец»)

США, Нью-Йорк

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru